"К у к л А т е л ь"

Суббота, 20.04.2024, 01:47

Меню сайта

Поиск

Архив записей

Категории раздела
Кулинария [0]
Гипс (глаф-уроки) [2]
Роспись плоской кистью [0]
Вязание для кукол (глаф-уроки) [3]
Блокнотики [1]
Роспись (глаф-уроки) [2]
Вязание для кукол (из интернета) [0]
Вязание из "мусорных" пакетов [1]
Рукодельные чудеса [2]
Текстильные куколки [2]
Вязание для Барби [1]
Гипс (другие мастер-классы и публикации) [0]
Витражи [2]
по следам Мастер-класса
Книги по росписи [1]
Творчество всякое разное [5]

Календарь
«  Февраль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
2425262728

Форма входа

Регистрация
Вход

Праздники России

Главная » 2014 » Февраль » 10 » Ракульская птичка (начало)
00:26
Ракульская птичка (начало)
Предлагаю написать Ракульскую птичку (Начало).

Расскажу, как я познакомилась с этой птичкой, немного о росписи, предложу вашему вниманию эскиз и всем знакомый порядок работы с заготовкой до ее превращения в Произведение Искусства.

Предупреждаю, я художник-любитель и не являюсь знатоком Ракульской росписи. Купила книжку, в которой увидела Ракульскую курочку и просто в нее влюбилась. Нарисовала ее и хочу поделиться с вами. Мой урок - это импровизация на заданную тему.

Добро пожаловать, если вы решили к мне присоединиться. Если вы хотите разместить мой урок на другом ресурсе, не забудьте указать ссылку на источник. Спасибо!

В росписях Ракулки доминируют, как правило черный и золотисто-охристый цвета, которым сопутствуют насыщенный зеленый и коричнево-красный. Цветовой колорит очень строг и гармоничен, пластика элементов лаконична. Элементы ракульского орнамента крупны, их форма ограничивается четким чёрным контуром. Мелкие декоративные элементы — виньетки и прожилки исполняются черным или белым цветами: белым преимущественно рисуются прожилки листьев, бегущие по насыщенному цветовому фону.

Свободно бегущий по ракульским изделиям узор состоит, преимущественно, из фантастических растений-лиан с крупными нарядными листьями, крепящимися к извилистому стеблю.

Характерный растительный орнамент с массивными многоцветными каплевидными листьями, своеобразие и относительная скупость цветовой палитры, экономное использование мелких самостоятельных элементов орнамента резко отличают ракульскую роспись от географически соседствующих с ней борецкой, пермогорской и пучужской.

Фантастическое многоцветье растений, украшающих расписные ракульские изделия несёт на себе, возможно неосознанно для украшавшего их мастера, присущую поверьям обитателей Русского Севера символику. Фантастические, никогда не виданные растения, цветущие букеты, переливчатое многоцветье красок растительного мира выражали идею плодородия, вечного и неиссякаемого богатства мира, и, как бы взывая к матери-природе, представляли собой пожелание счастья, достатка в доме, богатых урожаев.

Присущи ракульской росписи также очень характерные и узнаваемые изображения птичек — схематично изображенные, со вздернутым хвостом, намеченным тонкой штриховкой, грузным телом и изящной головкой, венчаемой хохолком.

Типичным для северодвинских росписей являлось преобладание расписных прялок среди продуктов промысла. Не была исключением и Ракулка, выработавшая для росписи прялок свой особенный композиционный канон, четко прослеживающийся на протяжении почти целого столетия — до 1930-x гг.: фасадная часть прялки разделялась на три практически равновеликие части — нижняя украшалась вертикальной крупной вертикально поставленной ветвью с симметрично расположенными ветвями, центральную занимало окаймленное нарядной рамкой изображение птицы, а верхняя декорировалась большой S-образной лианой с многоцветными листьями.

источник 

Что необходимо:

1. Заготовка круглой формы. При отсутствии тарелочки, попробуйте сделать заготовку, вырезав ее из картона или изобразить на плотной бумаге.
2. Грунтовка. Для этой цели я использую клей пва+вода.
3. Калька для переноса эскиза на заготовку.
4. Линейка или циркуль, чтобы отрисовать рамку.
5. Простой карандаш, ластик.
6. Кисти.
7. Краски. Для этой росписи подходит гуашь, темера. С цветовой гаммой определимся чуть позже.
8. Эскиз. Я предложу эскиз, по которому писала свою курочку.
9. Шлифовальная шкурка.

У меня уже была круглая заготовка-тарелочка. Диаметр 12 см. На ней была изображена Роза-одна из первых попыток Двойного мазка. Я решила, что не стоит это хранить, тарелочка достойна лучшего применения. Потому что она уже загрунтована и даже покрыта лаком, этап грунтовки я пропускаю. 
 Если у вас новая заготовка или заготовка из картона, ее необходимо загрунтовать. Напомню коротко:  


1.развести пва с водой, приблизительно 1:1.
2. поверхность заготовки слегка шлифуем, наносим кистью пва, разведенный водой.
3. ждем высыхания. Когда грунтовка высохнет, поверхность становится шершавой и некрасивой.
4. шлифуем.
5. пункты 3,4 повторяем 3 раза, если фон останется натуральным. Если фон будет цветным, то клей+шлифовка можно сделать один или два раза.

От этого этапа зависит, во-первых, аккуратный вид вашего изделия. Во-вторых, загрунтованное дерево (фанера, картон) вбирают в себя меньше краски, т.е. определенным образом вы экономите расходный материал, а краски стоят недешево. В-третьих, кисточка по гладкой поверхности скользит лучше.

Для грунтовки используйте кисточку, которая специально предназначена для этой работы, либо возьмите из своих запасов какую-то ненужную кисть. Использовать одну и ту же кисть для грунтовки и росписи категорически не рекомендуется.

Заготовка загрунтована и отшлифована. Далее покрываем поверхнось белой краской. Возможно, этот этап можно пропустить, так как ракульская роспись пишется на цветном фоне. Но все же прежде чем покрывать поверхность краской, выбранной для фона, рекомендую покрыть белой краской. Краски, которые потом накладываются на белый цвет выглядят ярче.
Я прокрашиваю белым цветом и еще раз шлифую шкуркой-нулевкой.
Что поделать, нравится мне шлифовать.

Птица, как элемент Ракульской росписи.

1. Маленькие птички с крохотной головкой, увенчанной хохолком, с грузным телом и легким, как усики растения, хвостом. Над спиной поднято одно крыло - легкая изогнутая линия с крохотными штрихами перьев.
2. Легкий черный контур. Рисунок не имеет мелкой штриховки на боках птиц. В рисунке чередуется черный и белый цвет. Этих птиц называют сороками.
3. Птицы-курицы,по силуэту крупнее. Они выполняются в цвете.

Последовательность рисования птицы:

1. Клювик и головка на одной линии.
2. Головка маленькая, переходящая в грузное тело.
3. Намечаем крылышко и выделяем головку.
4. Заливка туловища цветом.
5. Выполняем хохолок, лапки - три лучика из одной точки - и прорисовку хвоста.

 

Как известно, при огромном разнообразии росписей, изучение любой из них начинается с капелек, травок, скобочек, завитушек, штриховок и пр.

Потренируйте немного руку. Возьмите лист бумаги, можно офисной, и вспомните, как пишутся эти элементы.

Будет минутка, напишу и выложу свои тренировочные листы (громко сказано, я стараюсь "разминать" руку, раз в неделю обязательно часок посвящаю тому, что пишу эти самые капельки, скобочки, штриховки и пр.).

Орнамент ракульской росписи очень крупный, представлен, в основном, декоративными листьями, кустиками и птицами. В большинстве произведений главную роль играют золотисто-охристый и красный цвета, а сопутствуют им глубокий зеленый, белый и коричнево-красный, черным цветом рисуют не только контур, но и многие детали - усики, завитки, прожилки. Фон может быть золотисто-желтым. Краски создают узоры, напоминающие эмалевые вставки. В некоторых произведениях Ракульской росписи по всему орнаменту рассыпаны белые полукружия. 

Основные цвета росписи- желтый, золотистый (охра), красно-коричневый, зеленый, белый и черный. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам, потому что это - цвета солнца. А с солнцем в жизни крестьянина связано очень многое. Если лето теплое и солнечное, значит, и урожай хороший. Урожай хороший - значит, и в семье все сыты, и на ярмарку часть можно увезти, продать. А в сытой семье и взаимоотношения добрые и светлые.

Выбрать цветовую гамму вы можете самостоятельно, посмотрев работы ракульских мастеров. И ваша работа будет похожа на настоящую Ракулку. Можно взять другие цвета, как, например в моей работе. Тогда это будет импровизация на тему Ракульской росписи. Но не забывайте, что цвета должны гармонировать между собой.

Краски. Я пишу темперой. Краска, удобная во всех отношениях. Сохнет быстро, укрывистая, цвета насыщенные, близкие к натуральным, природным цветам. При высыхании темнеет. После лакировки тоже темнеет. Этот нюанс надо учитывать при подборе цветовой гаммы.

Темпера - краска дорогая. Специально бежать в магазин не советую. Попробуйте написать гуашью. У тех, кто осваивает роспись, гуашь всегда есть в наличии. Гуашь - краска укрывистая, цвета натуральные, ложится хорошо. Главное не допускать ее высыхания в баночках. Недостаток - легко смазывается при накладывании следующих слоев, или рукой. Нужно внимательно следить за рукой, чтобы нечаянно работу не испортить.

На желтом, охристом фоне хорошо писать черную птичку, либо цветную. Если фон темный, то при изображении птички нужно взять более яркие краски.

Фон - на работах старых мастеров фон желтый или охристый. Я выбрала для себя Неаполинанскую желтую. Вот так выглядит эта краска под лаком. На фото та же курочка, только в другом цветовом решении.

Пробовала закрасить фон Охрой светлой. На мой взгляд, она оказалась не укрывистой и не очень приятного цвета.

Можно фон сделать гуашью, в наборах бывает охристый цвет. На некоторых ресурсах я встречала совет, если пишешь гуашью, покрывать фон тонким слоем лака. Вдруг что-то пойдет не так, можно будет смыть неудачный рисунок, не боясь смыть удачный фон.

На этом теоретическая часть закончилась. Переходим к практической части.

Категория: Роспись (глаф-уроки) | Просмотров: 1888 | Добавил: Глафира
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024